Проза это 5 класс

  • Закрыть ... [X]

     

    Тема: Стихи и проза. Ритм. Рифма. Цели: 1. познакомить с различиями стихотворной и прозаической речи; 2. дать понятие ритма; 3. познакомить с рифмой, её видами: парной, перекрёстной, опоясывающей; Задачи: 1.

    научить различать стихотворный и прозаический тексты; 2. научить различать виды рифмы, рифмовать слова, создавать буриме. Вступительное слово. Сегодня я хочу показать вам, как я впервые знакомлю пятиклассников с прозаической и стихотворной речью, а также с основами стихосложения. Почему этой теме я уделяю особое внимание?

    Во-первых, мне близка поэзия не только потому, что я преподаю литературу, проза это 5 класс но ещё и потому, что это для меня – любимое дело: я пишу стихи. И хочу как можно раньше раскрыть поэтический потенциал моих учеников. Я считаю, что не все из них в дальнейшем смогут стать поэтами, но на поэзию они посмотрят уже совсем по-иному: не как на текст, предназначенный для заучивания наизусть, а как на прекрасные образы, созданные авторами.

    Я пытаюсь внушить им, что без поэзии краски жизни меркнут. Как сказал Р. Гамзатов: «Что может заменить поэзию?

     

    Без поэзии горы превратятся просто в нагромождение камней, дождь – в неприятную воду и лужи, а солнце – в небесное тело, излучающее тепло…» У пятиклассников ещё свежи воспоминания о начальной школе,поэтому очень часто использую в своей работе нетрадиционные формы обучения, и в первую очередь игру, в том числе и ролевую. (На данном уроке каждый является не собой, а поэтом). Она помогает создать атмосферу непринуждённости, увлекает, разряжает обстановку, да и всё новое необычное, яркое усваивается быстрее. В процессе игры применяется объяснительно-иллюстративный метод: на доске появляется опорная схема. Очень эффективна групповая форма работы, так как дети не чувствуют себя неловко.

    Если затрудняются выполнить какое-либо задание – товарищи всегда придут на помощь. Результат своей работы я вижу не в количестве написанных детьми стихов и даже не в их качестве, а в стремлении к творчеству. Хочу привести всего лишь один пример: проект «От экологии природы – к экологии души», с которым я принимала участие в Областной конференции учителей русского языка и литературы. Дети очень активно взялись помогать мне, и результатом нашего совместного творчества стал специальный выпуск газеты «Большая перемена».

    Ход занятия: I Психологический настрой. Учитель: Нарисуйте своё настроение в начале занятия, выбрав один из значков. II Знакомство с прозаическим и стихотворным текстами. Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую.

    Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться. Прозаическая Стихотворная речь речь Тайна первая: наша речь. -Прослушайте два текста и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия.

    Чтобы лучше воспринять их, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите. 1)Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Интересно, что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю? 2)Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном? •Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины) •Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно) •Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи) Тайна вторая: стихотворная речь. III Знакомство с ритмом. •А теперь посмотрите, одинаково ли записаны эти тексты? (карточка №1) Почему? (Второй текст звучит ритмично) •В чём же секрет ритма? Где в жизни можно встретить явления ритма? (музыка, танцы, биение сердца, смена дня и ночи, смена времён года и т. п.) •Сделаем вывод, что же такое ритм? Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц. В стихе это ударный и безударный слоги. •Попробуем отстучать ритм этого стихотворения, выделяя более громко ударный слог. IV Знакомство с рифмой. Тайна третья – рифма. •Назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (рифма). •Что же такое рифма? Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк. (от греч. рифмос – стройность) •Игра «Найди рифму». парта - …(карта) ученик -…(озорник) пенал - … (журнал) указка - … (сказка) ручка - … (штучка) •Виды рифмы. - А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма. Рифмы бывают разные: Чудесные и прекрасные, Весёлые и озорные. А нравятся вам какие? - На самом деле в стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая. Перекрёстная АБАБ А У Лукоморья дуб зелёный; Б Златая цепь на дубе том: А И днём и ночью кот учёный Б Всё ходит по цепи кругом Парная ААББ А В темнице там царевна тужит, А А бурый волк ей верно служит; Б Там ступа с Бабою Ягой Б Идёт, бредёт сама собой… Опоясывающая АББА А И там я был, и мёд я пил; Б У моря видел дуб зелёный; Б Под ним сидел, и кот учёный А Свои мне сказки говорил. •Игра «Кто быстрее?» (работа в группах) - А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы. Перед вами карточки с текстами, какая группа быстрее определит виды рифмы в них? Выразительное чтение. 1)Жил-был добрый Царь Матвей, Жил с царицею своей Он в согласье много лет, А детей всё нет как нет. (парная) 2)Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То как зверь она завоет, То заплачет как дитя. (перекрёстная) 3)Я рос, как многие в глуши, У берегов большой реки, Где лишь кричали кулики, Шумели глухо камыши. (опоясывающая) Последняя тайна – буриме. VI Поэтическая мастерская (работа в группах) - А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение –буриме. - Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу) Каждая группа получит по 2 пары рифмующихся слов на тему «Школа». Кто быстрее и лучше сочинит четверостишие? 1 группа : школа – глаголы, тетрадь – писать. 2 группа: книжки – мальчишки, урок – звонок. - Я тоже не буду терять времени и поработаю вместе с вами. Дайте мне 2 пары рифмующихся слов на тему «Зима», и я попытаюсь сочинить четверостишие. VII Итог занятия. •О чём вы узнали на сегодняшнем занятии? Чему научились? VII Рефлексия. - А сейчас нарисуйте ваше настроение после занятия. Я благодарю вас за работу и хочу подарить вам своё стихотворение, посвящённое всем педагогам. Двадцать с лишним лет- немного, Ясно всем давно, Если сердце педагога Школе отдано. Важно обладать талантом, Чтоб детей учить: И певцом, и музыкантом Надо в школе быть. Труд учителя нелёгок, Что тут говорить: Не картину, не скульптуру- Душу сотворить! Надо всю трудоспособность И талант привлечь, Чтобы нам в глазах ребёнка Искорку зажечь. Нам на всех всегда хватает Ласки и любви. Всем ребятам отворяем Дверь в сердца свои. Бьёшься до седьмого пота, Но душа поёт! Вот тогда твоя работа На «ура» идёт.

     


    Поделись с друзьями



    Рекомендуем посмотреть ещё:



    Литература 5 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным Сценарий бросание букета и подвязки на свадьбе сценарий

    Проза это 5 класс Проза это 5 класс Проза это 5 класс Проза это 5 класс Проза это 5 класс Проза это 5 класс

    ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ